Выбор оптики — вечная проблема „зеркальщиков". Какие бывают объективы?
Что умеют? Который из них лучше? Какой подойдет именно мне? Марк
Хэмблин поможет нашим читателям не потеряться в этом море вопросов
Приобретая зеркальную камеру, вы обрекаете себя на то, что в вашей сумке всегда будут жить два-три сменных объектива. В правильном выборе объектива и грамотной работе с ним довольно часто кроется секрет получения эффектных и качественных снимков.
В начале XXI века электронная начинка зеркальных камер стала настолько
совершенной, что многие современные фотолюбители считают изучение
„матчасти" делом скучным и ненужным. Зачем вникать в какие-то сложные
технические подробности, когда всю работу готова выполнить умная
автоматика — а нам достаточно нажать на кнопку спуска затвора. Однако
многие просто не представляют, сколь удивительные ресурсы скрыты в
килограммах фотографического железа. Познакомившись со всем
многообразием объективов, их достоинствами и недостатками и узнав
о способах работы с ними, вы поймете, до чего мощным и универсальным
инструментом может быть оптика в руках фотографа. Ну а
фотографии-примеры и советы экспертов наверняка пригодятся вам в
дальнейшем и послужат отличным источником вдохновения и
новых идей.
Объективы: начнем с азов
Первым делом мы изучим устройство объективов и разберемся с такими терминами, как фокусное расстояние, диафрагма, глубина резкости и кроп-фактор
Анатомия объектива
Прежде чем начинать подробно знакомиться с различными типами объективов, имеет смысл потратить немного времени на обзор их основных возможностей. Объектив
— мощнейший рабочий инструмент фотографа. С ним вы сможете выстроить
перспективу снимка или изолировать главный объект в кадре от его
окружения. У каждого владельца зеркалки свои замыслы и свой взгляд на
мир — разные объективы позволяют запечатлеть как бескрайние
просторы (широкоугольники), так и отдельные небольшие сцены, находящиеся
на приличном удалении от фотографа (телевики).
Бленда
Задача бленды — блокировать попадание в объектив косых лучей
света, которые могут вызвать появление в кадре бликов и засветок,
отрицательно сказывающихся на качестве фотографий. Некоторые объективы
продаются вместе с блендой, для других ее приходится приобретать
отдельно
Резьба под фильтр
У любого объектива на передней стороне тубуса есть резьба для
навинчивания сменных фильтров — например, поляризатора или ИК-фильтра.
Обязательно запомните ее диаметр!
Кольцо фокусировки
Несмотря на то что удобнее всего пользоваться автоматической
фокусировкой, в ряде случаев фотографу может потребоваться „правка"
работы автоматики или самостоятельная фокусировка для достижения
нестандартной творческой задачи
Шкала расстояний
На этой шкале указывается дальность фокусировки в метрах (и/или футах). В некоторых объективах
шкала расстояний дополнена шкалой глубины резкости, позволяющей при
заданной диафрагме определить положение границ резко изображаемого
пространства (РИП)
Переключатель режима фокусировки AF/MF
Этот переключатель позволяет выбрать один из двух режимов фокусировки — автоматический (AF) или ручной (MF). Некоторые объективы позволяют в автоматическом режиме производить ручную доводку фокуса
Кольцо зумирования
Вращением кольца зумирования можно изменить фокусное расстояние объектива. Когда вы поворачиваете кольцо, внутри объектива меняется положение оптических элементов. Это позволяет визуально приблизить или, наоборот, отдалить объект съемки
Кольцо диафрагмы
Предназначается для ручного задания диафрагмы при съемке. На большинстве современных объективов
(кроме продукции Nikon) это кольцо исчезло — подразумевается, что
управление диафрагмой производится через электронные настройки камеры
Байонет объектива
Байонетное соединение позволяет легко и быстро устанавливать объектив и состоит из взаимодополняющих пазов, контактов и запирающих элементов на самой оправе объектива
и на корпусе камеры. Типы байонетов для цифровых камер стандартизованы —
это дает возможность использовать не только „родную" оптику камеры, но и
продукцию сторонних фирм
Фокусное расстояние
Давайте посмотрим, как фокусное расстояние объектива влияет на угол его зрения — от объективов „рыбий глаз" до супертелевиков
Фокусным расстоянием объектива называется расстояние от его оптического центра до плоскости сенсора (пленки) при условии, что объектив
наведен на бесконечность. Измеряется оно в миллиметрах. Именно фокусное
расстояние определяет угол обзора камеры: чем оно больше, тем меньше
угол, тем более крупным (приближенным) выглядит изображение объекта.
Впрочем, гораздо интереснее поговорить о типах оптики. Начнем с „классики" — так называется объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Угол зрения такого объектива
близок к углу зрения человеческого глаза, поэтому картинка, которую он
„видит", кажется нам наиболее естественной. Фокусное расстояние такого объектива составляет около 50 мм. Объективы с меньшим фокусным расстоянием называются широкоугольными. Если же эта цифра превышает
50 мм, объектив относится к группе телевиков — они
характеризуются более узким углом зрения и позволяют „увеличивать" в
кадре объект, находящийся на приличном удалении от фотографа.
Цифровые объективы
Большинство сенсоров современных цифровых зеркалок имеют площадь
меньшую, чем у обычного пленочного кадра 24х36 мм (например, в
большинстве цифровых камер Canon используются сенсоры размером 15х22.5
мм). При использовании объектива, рассчитанного на аналоговый
фотоаппарат с 35-мм пленкой, на сенсор проецируется только центральная
часть изображения, а оставшаяся часть „обрезается" краями матрицы. В
результате широкоугольные объективы теряют львиную долю своей широкоугольности. Чтобы справиться с этой проблемой, были разработаны специальные цифровые объективы,
конструкция которых рассчитана на использование в камерах с
кроп-фактором не менее 1.5х. При установке на пленочные зеркалки или
цифровые камеры, у которых кроп-фактор больше 1.5х, эта оптика будет
давать сильнейшее виньетирование по краям кадров. Большинство цифровых объективов
— широкоугольные зумы с диапазоном фокусных расстояний примерно 10–20
мм. Благодаря своим конструктивным особенностям они имеют меньшие вес и
габариты, чем традиционные широкоугольные зумы. Угол зрения
Эту серию из шести кадров мы специально снимали из одной точки, чтобы сопоставить углы зрения объективов различных типов и наглядно показать, как каждый из них „видит мир"
Объективы „рыбий глаз"
Эта оптика имеет фокусное расстояние 8–16 мм, а сделанные такими объективами
снимки приобретают характерные полусферические искажения, связанные с
тем, что угол зрения чрезвычайно широк — от 140 до 180 градусов.
Сверхширокоугольные объективы
Фокусное расстояние от 10 до 21 мм позволяет фотографу находиться в
непосредственной близости от объекта съемки и тем не менее включать его в
кадр целиком.
Широкоугольные объективы
Стандартный широкоугольный объектив имеет фокусное расстояние от 24 до 35 мм. Популярны и широкоугольные объективы с фиксированным фокусным расстоянием — широкоугольные дискретники.
Нормальные объективы
Для цифровых зеркалок с полноразмерным сенсором стандартным считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для моделей, у которых сенсор меньше, чаще используются более широкоугольные объективы — по таблице, приведенной на этой странице, можно подобрать такой объектив, эквивалентное фокусное расстояние которого при установке на выбранную камеру будет соответствовать 50 мм.
Телеобъективы
К этому классу относятся объективы с фокусным расстоянием 100–200
мм. Обычно они используются для съемки интересных фрагментов пейзажей,
крупноплановой съемки и работы над портретами.
Супертелеобъективы
Супертелевики с фокусными расстояниями 300–600 мм имеют очень узкий угол
зрения и обеспечивают значительное увеличение далеких объектов в кадре.
Такая оптика незаменима для спортивных фотографов и любителей снимать
дикую природу.
Мнимое увеличение фокусного расстояния
У фотографов — свои таблицы умножения. Вот одна из них. Она выполняет пересчет фокусных расстояний объективов в зависимости от кроп-фактора матрицы цифровой камеры
* для камер с полноразмерным сенсором Canon EOS 1Ds/1Ds Mk II/5D мнимого
увеличения фокусного расстояния не происходит (кроп-фактор равен 1.0х)
Зачастую при съемке цифровыми зеркалками возникает ощущение уменьшения угла зрения объектива
Из-за того что в большинстве цифровых зеркалок размер сенсора меньше
площади кадра 35-мм пленки, возникает мнимое увеличение фокусного
расстояния объектива. Коэффициент этого увеличения также называют
кроп-фактором — он показывает, во сколько раз диагональ цифрового
сенсора меньше диагонали пленочного кадра. Чтобы узнать, насколько
сильно „подрастет" объектив на цифровой зеркалке, достаточно просто умножить его фокусное расстояние на кроп-фактор.